КАМЕРА ДОЖИГАНИЯ

Название проекта

На русском: КАМЕРА ДОЖИГАНИЯ
На английском:

Информация об авторах

Бантиков Дмитрий Юрьевич (RU), Васильев Владимир Иванович (RU), Лавров Валерий Николаевич (RU), Цыбизов Юрий Ильич (RU), Чикин Владимир Петрович (RU), Шариков Борис Юрьевич (RU)

Информация об интеллектуальной собственности

    Патентообладатель: ООО "Новые технологии" (RU) RU 2447364 C2 F23G7/06 (2006.01) F23C5/00 (2006.01) F23R3/20 (2006.01)

Дата патента, Статус, Группа отходов

Дата патента: 01.06.2010
Статус: Запатентован
Группа отходов: Умеренно опасные

НИОКР

Предлагаемое изобретение - камера дожигания - относится к устройствам для сжигания топливного газа в потоке выхлопных газов из газотурбинного двигателя.

Тематическое направление

устройства для сжигания топливного газа в потоке выхлопных газов из газотурбинного двигателя.

Ключевые слова

Двигатель камера турбина

Аннотация на русском

Камера дожигания парогазовой установки размещена в переходном газоходе, соединяющем выхлоп газовой турбины с котлом-утилизатором. Камера содержит несколько рядов фронтовых устройств диффузионно-стабилизаторного типа, включающих уголковые стабилизаторы и находящиеся внутри них газовые коллекторы со струйными форсунками подачи топлива. Фронтовые устройства собираются из модулей, в которых на кромках уголковых стабилизаторов с шагом, равным расстоянию между рядами горелочных устройств, с наклоном в сторону выхода установлены поперечные уголки. Поперечные уголки выполнены с короткими топливными коллекторами перед ними, соединенными с основным коллектором. Фронтовые устройства эшелонированы по длине камеры. Горелочное устройство, включаемое при запуске первым, расположено первым по потоку и в центре камеры дожигания. Обеспечивается однородность поля температуры перед теплообменником во всем диапазоне нагрузок, снижение гидравлических потерь в газоходе, уменьшение трудоемкости изготовления и монтажа. 3 ил.

Аннотация на английском


Корреляция с другими проектами

Известным примером использования КД для повышения температуры выхлопных газов является энергоблок системы Сименс для парогазовой ТЭЦ города Гетеборг (см. Гущин А.В., Торжков В.Е. Парогазовая ТЭЦ Siemens для города Гетеборг (Швеция). Турбины и дизели (сентябрь - октябрь) 2007. С.16 21), где применяются несколько автономных кольцевых модулей с уголковыми стабилизаторами, каждый из которых имеет систему зажигания и два топливных контура. При такой конструкции КД трудно обеспечить подогрев выхлопного газа в широком диапазоне нагрузок, одновременно обеспечивая однородное температурное поле перед котлом-утилизатором. Известна камера дожигания разработки ЦКТИ для Якутской ТЭЦ (см. Акулов В.А., Бутовский Л.С., Жемчугов В.И. и др. Испытания блока дожигающих устройств ГТ-25-700 на Якутской ГРЭС. Теплоэнергетика 6. 1981. С.48 51), в которой использованы уголковые стабилизаторы, расположенные вертикально в одной плоскости с ~60% загромождением проходного сечения газохода. Уголковые стабилизаторы имеют коллекторы, через которые топливный газ раздается вдоль уголка. Для розжига КД используются два горизонтальных стабилизатора аналогичной конструкции, которые выполняют роль дежурной зоны. Раздача топлива производится двумя контурами. Из-за низкой температуры газа на выходе из ГТД камера дожигания имеет узкий диапазон регулирования. Жестких требований к полю температур не предъявляется. Недостатком указанной конструкции является узкий диапазон регулирования температуры газов перед котлом-утилизатором, значительные гидравлические потери, ограниченная область применения из-за отсутствия модульности конструкции.

Техническая информация

Камера дожигания работает следующим образом. После запуска и выведения газотурбинного двигателя на заданный режим разжигаются воспламенители 6 и подается топливный газ в коллектор центрального фронтового устройства 1. Горение топлива в дежурной зоне контролируется термопарами 7 и термогребенкой 8. При устойчивом горении топливо подается в коллекторы фронтовых устройств 2, расположенных выше и ниже от центрального, и далее последовательно разжигаются фронтовые устройства, примыкающие к зоне горения. Воспламенение топлива во фронтовых устройствах 2 происходит от горящих соседних устройств, чему способствует горение за вертикальными уголками 3 и эшелонирование фронтовых устройств по потоку. Устойчивость горения в КД отслеживается термогребенкой 8, фотодатчиками и визуально посредством видеокамер. Подключение и регулирование фронтовых устройств КД осуществляется автоматически системой управления. Радиальная эпюра температуры выхлопных газов перед котлом измеряется гребенкой термопар 8, в которой отдельные группы термопар, расположенные в следе за фронтовыми устройствами, определяют уровень локальной температуры выхлопного газа и, следовательно, загрузку каждого устройства. По этим температурам и по заданному алгоритму система регулирования перераспределяет топливо по контурам КД. Таким образом, благодаря применению в КД фронтовых устройств в виде отдельных модулей облегчается их монтаж и обслуживание, снижаются до минимума температурные напряжения в конструкции и гидравлические потери в газоходе, а многоконтурная подача топливного газа позволяет получить требуемую неравномерность температурного поля перед котлом-утилизатором на всех режимах работы ГТД. С целью осуществления заявленного изобретения для отработки процесса горения в КД был изготовлен отсек с поперечным сечением 400?400 мм, который представлял ~1/100 часть центрального фронтового устройства натурной камеры дожигания и состоял из горизонтального уголкового стабилизатора с топливным коллектором внутри уголка и вертикального стабилизатора с трубкой подачи топлива на его наружную поверхность (перед уголком). Кроме того, было установлено еще одно фронтовое устройство относительно центрального (эшелонирование). Отсек был укомплектован штатным воспламенителем топлива, устанавливаемым в дежурном фронтовом устройстве. Для выполнения условий подачи воздуха в воспламенитель моделировалось положение воспламенителя относительно фронтового устройства. Для получения требуемой температуры воздуха на входе в отсек использовался стендовый подогреватель воздуха (камера сгорания, работающая на керосине). Цель экспериментов: - оценка параметров воспламенителя, обеспечивающих надежный розжиг фронтового устройства КД; - проверка устойчивости горения во фронтовом устройстве при крайних возможных параметрах воздуха на входе в отсек и различных расходах топлива; - оценка влияния конструктивных параметров на стабилизацию пламени; - исследование переброса пламени между соседними фронтовыми устройствами. На первом этапе экспериментов отказались от полного моделирования элементов камеры дожигания. Результаты экспериментальных исследований показали следующее. Горение газа в отсеке камеры дожигания устойчивое, вибрационное горение во всем исследованном диапазоне отсутствует. Одной из важных задач при испытании отсека была проверка переброса пламени между соседними фронтовыми устройствами. Для проведений таких испытаний вертикальный стабилизатор был укорочен в 1,5 раза. При этом полностью моделировалась геометрия фронтового устройства в масштабе 1:1,5, а около верхней стенки размещался в указанном масштабе дополнительный горизонтальный стабилизатор с топливным коллектором, имитирующий соседнее фронтовое устройство. Выполненные испытания отсека позволили подтвердить основные положения проектирования БДУ, а также разработать дополнительные мероприятия, позволяющие повысить надежность работы БДУ в широком диапазоне эксплуатационных режимов работы двигателя в условиях Лидской ТЭЦ республики Беларусь.

Вторичные ресурсы

не вырабатываются

Требования

ограничений не предусмотрено

Ограничения

дополнительных требований не предъявляется

Оценка

Оценка экономической эффективности: высокая